Автор: IgeLxWasyA
Имо: андеграунд или коммерция?
Ты включаешь телевизор и видишь там имо-клип… Ты идёшь в супермаркет и покупаешь имо-диск… Ты открываешь глянцевый журнал и смотришь на имо-фотографии… Ты включаешь радио и слушаешь имо-музыку… Выиграло ли «имо», когда стало настолько доступным?
Глупо спорить, как и когда появился имокор и кто был первой имо-группой. Кто-то скажет, что имо появилось с альбома "Zen Arcade" 1984-го миннеапольской группы Husker Du, кто-то скажет про Embrace, кто-то скажет, что первым имо-альбомом принято считать первый альбом группы Rites of Spring 85-го, кто-то скажет, что имо-группами нужно считать группы, которые добровольно приняли ярлык «имо», и тогда первыми иморями можно назвать The Hated, а кто-то вроде меня вспомнит, что Minor Threat под конец своего творчества тоже стали звучать мелодично и нестандартно, просуществовали они до 1983-го, а посмертный релиз "Salad Days" вышел в 1984-ом… Я же предупреждал, что глупо спорить. Имо появилось совсем не случайно, оно не было результатом творчества какой-то одной группы, имо медленно вырисовывалось и эволюционировало в музыке вашингтонских хардкор-групп с 1983-го года. Можно сказать, что первой группой, которая смогла выделить имо-элемент из тогдашнего хардкора и построить на нём звучание, были Moss Icon из Мэриленда. Их и считают классикой имокора, только было этого немного позже…
В панк/хардкор андеграунде есть такое понятие – «Do It Yourself», «сделай сам», и означает оно фундаментальный принцип самостоятельного ведения своих дел, будь это музыкальная деятельность, печатная, политическая и социальная активность или просто «моделирование» своей одежды. Вот что говорит о DIY довольно известный в узких кругах Денис Градов (зин “Взорванное небо”, зин “Proxima”, лейбл “Proxima Records”, группа “Картонка”): «Делать все самостоятельно, не завися ни от каких крупных коммерческих организаций, все своими силами, делать альтернативную этим коммерческим организациям собственную музыкальную сцену со всеми вытекающими отсюда последствиями: клубами, дистрибьюциями, журналами, книгами, всем, чем угодно».
Вернёмся в Вашингтон. 1980 год, первая группа Яна МакКея Teen Idles распалась, дав 35 концертов и собрав за них около 600 долларов. Деньги было решено не делить, а выпустить на них альбом. Эти ребята, такие же, как я и ты, придумали название для своего лейбла, начали делать дизайн обложки и послали пластинки на печать. Наконец, в декабре 1980 года, альбом “Minor Disturbance” EP (семидюймовка, состоящая из восьми песен) группы Teen Idles был издан. Это был первый релиз лейбла Dischord Records. В это время вашингтонская сцена была очень активной, появилось несколько новых групп, в том числе вторая группа Яна МакКея, где он уже стал петь вместо игры на басу, легендарные Minor Threat, песня “Straight Edge” которых дала имя новому идеологическому направлению в хардкоре. Имея постоянные трудности с окупаемостью, ребята из этого лейбла старались сохранять минимальную стоимость своей «продукции», что на самом деле очень круто. Такое отношение встречается не редко на панк/хардкор сцене, ведь цели у активных членов стоят отличные от целей официальных музыкальных деятелей. Например, концерты организуются не с целью заработать деньги, а с целью повеселиться, послушать хорошую музыку, поддержать какую-нибудь инициативу (концерты в поддержку инициативы «еда вместо бомб» или за права/освобождение животных), и на цену билета влияют только затраты организаторов.
В 1985 году на вашингтонской сцене происходят значительные изменения, группы вроде Dag Nasty, Three, Gray Matter, Embrace, Soulside, Ignition, Marginal Man, Fire Party, Rain, Shudder to Think, Rites of Spring и других начинают экспериментировать со звучанием, иногда изменяя хардкор-саунд до неузнаваемости. Этот период поэтично зовут «революционным летом», а звучание всех этих групп, в конечном счёте, становится известным, как классический «DC sound». Большая часть из этих групп с горем пополам (иногда после официального распада или спустя несколько лет) выходит на том же Dischord Records. Это была просто такая тусовка, в которой каждый был занят своим делом: кто-то играл в группе, кто-то выпускал самиздатовский журнал (фэн-зин), кто-то организовывал концерты, кто-то выпускал записи – это было сообщество друзей, им был не нужен никто, они всё делали сами… Подобное же сообщество друзей было и в Мэриленде, что недалеко от Вашингтона. Наиболее яркими её представителями были The Hated и Moss Icon. Первые, кроме того, замутили независимый лейбл “Vermin Scum” для себя и своих друзей.
К последнему десятилетию двадцатого века имокор уже был сформирован как подстиль хардкора. Естественно, он находился в андеграунде, в сообществе друзей, в группах играли все, кто мог держать инструменты, а концерты проводились везде: в спортзалах, подвалах церквей, заброшенных зданиях, в гаражах. Иногда в туре какая-нибудь группа могла сначала отыграть концерт в клубе, а потом ехать в другой город, чтобы там выступить для тридцати человек в каком-нибудь загородном доме одного из организаторов. А если человек не мог участвовать в группе, то он был занят другим важным и полезным делом: он мог писать статьи в андеграундные зины, мог заведовать дистро/лейблом – издавать пластинки местных групп и продавать футболки, значки, печатную продукцию, пластинки своего производства и производства других лейблов, в конце концов, он мог быть активистов какого-нибудь политического движения вроде Positive Force или Anti Racist Action.
В1990 году в Калифорнии появляется ещё один крутой независимый лейбл “Ebullition”, из множества имо/хардкор лейблов, которые зачастую создавались участниками групп для самих себя же, он является наиболее значимым, к тому же он и сегодня продолжает функционировать. Его основатель, Кент МакКлард, с 1994 года издаёт зин “HeartattaCk”, посвящённый той же части панк/хардкора, что и его лейбл. Занятие это убыточное, но, повторюсь, в панк/хардкоре прибыль никогда не была важна, всё это делалось только из любви к музыке. Кент МакКлард также старался сохранять наиболее низкие цены, вот что он говорит по этому поводу в интервью, данному другому зину – филадельфийскому зину Screams From Inside: «По правде, выпуск записи не требует много денег. Я организовал достаточное количество label’ов, дистрибьюций и рассылок по почте. Главное в том, что для организации своей студии не требуется большого количества денег. Я пытаюсь заставить плыть маленький кораблик с малым убытком, а в результате, я могу сдерживать рост цен. Я ненавижу много платить за музыку, и я рад назначать низкие цены для других». Всё это является, кстати, существенным отличием DIY-лейблов от некоторых независимых (инди) лейблов. Зачастую основатели подобных инди-лейблов не находились в сцене, а были просто дельцами, которые пытались сколотить быстрый капитал. Например, сиэтловский лейбл “Sub Pop”. В начале 90-х он сумел удачно продать несколько панк/гранж групп, участники этих групп тоже оказались не дураками и при первой же возможности перешли на более крупные мэйджор-лейблы, получив многотысячные контракты. Nirvana, кстати, тоже из их числа. В 1994-ом году на этом лейбле вышел "Diary" – дебютный альбом группы Sunny Day Real Estate. Принято считать, что с этого события началась вторая волна имо-музыки. Я же считаю это неверным, в 1994 году «имо» просто перестало принадлежать только андеграунду и DIY-панк/хардкору, а все эти «теоретики» в своих статьях акцентируют внимание большей частью на коммерческом легко доступном «имо». Вот отсюда и получается, что «звучание у групп второй волны имо значительно легче и попсовей». На самом деле «имо» стали торговать, а чтобы не прогореть, медиа-дельцы старались торговать наиболее мягкими, мелодичными группами
А что произошло в андеграунде? Ничего особенного не произошло, только звучание некоторых имо-групп начало напротив становиться более жёстким и хаотичным. Но, конечно же, оставались ещё группы, играющие традиционный имокор или разбавляющие своё звучание колледж роком и инди роком. «Популяризация» имо, правда, коснулась и этих групп, мажорные лейблы как никогда стали интересоваться андеграундом, их представители прочёсывали независимые сцены разных городов в поисках новых самобытных групп, способных принести какую-нибудь прибыль. Как писал Ян МакКей в истории своего лейбла об этом периоде: «Этот диалог закончился тем, что большая часть андеграунда перешла от музыки и идей к бизнесу и деньгам, и многие хорошо известные группы стали вести дела с мажорами». Его новой группе Fugazi (в ней ещё участвовали Брендан и Ги из Rites Of Spring и Джо Лэлли) мажорные лейблы тоже предлагали контракты, иногда предлагали купить весь Dischord Records, но они отказали всем. В Dischord Records «понимали ценность самоопределения, и, так как лейбл был очень хорошо признан,…» они «…не столкнулись с теми же обстоятельствами, с которыми столкнулись другие группы и лейблы».
С наступлением нового тысячелетия обещанного конца света не произошло, и ситуация с коммерческим «имо» не улучшилась, а даже наоборот, всё стало гораздо хуже. Появился даже такой стиль – «имопоп», к настоящему имо-хардкору никакого отношения не имеющий, но, к сожалению, самый распространённый на сегодняшний момент. На западе прошла мода на гранж, прошла мода на поппанк, теперь везде новая мода – мода на «имо» и выражение своих «имоушн». У некоторых «теоретиков» это уже третья волна, представленная The Used, Fall Out Boy, A.F.I., My Chemical Romance, теми же Tokio Hotel и другими, я просто не интересуюсь подобной «музыкой», поэтому назвал наиболее известные мне группы. В новом тысячелетии стали торговать не только самой музыкой, но и целым образом эдакого «имо-кида», набив его по самое некуда глупыми штампами, стереотипами, правилами, эмоциональностью…
А теперь о имо-сцене в России. В последнее время ситуация значительно улучшилась, появилось множество новых DIY-имо-хардкор групп, зачастую это связано с распространением информации о настоящем имо в сети и деятельностью некоторых панк/хардкор-дистро/лейблов. В интернете стало появляться больше информации, иногда даже пишут, что «имо – это подвид DIY хардкора». Вот только большинство авторов пишут это ради понта, переписывая друг у друга, не зная, что такое DIY на самом деле, и не зная, что такое хардкор на самом деле. Среди них считается, что DIY – это что-то типа хэнд мэйд, а хардкор – это очень жёсткая и брутальная музыка, вроде дескора, нью-метала и прочей мазафаки. Такое мнение и приводит к неразберихе. Новоиспечённый «имо-кид» читает подобную статью, встречает слово «хардкор», и думает, что он тоже слушает «хардкор» (всякое убожество вроде аматори, психеи и #####), а значит он тру, он себе сам сделал значок, а это уже по «DIY», поэтому развиваться ему больше некуда. Так и появляются группы, играющие имо-нью-метал или пост-хардкор/дескор. А хардкор – это же совсем другое, хардкор – это больше, чем музыка, хардкор – это набор идей, чёткая жизненная позиция, самостоятельность мышления, хардкор – это совершенно другой мир (в мечтах хардкорщиков), мир дружбы, единства, равенства и взаимопомощи…. И хардкор – это панк, не зря же я так усердно пишу «панк/хардкор». Хардкор вырос из панка в конце 70-х начале 80-х, в штатах это были Black Flag, Dead Kennedys, Minor Treat, а в Великобритании Discharge, Conflict, G.B.H. (групп было значительно больше, я просто назвал наиболее известные). Это был просто жёстче сыгранный панк, его ещё называют хардкор-панком.
На днях я подержал в руках «книгу» Антона Сои «эмобой». Читать её всю никакого желания не было, я лишь слегка пробежался глазами в поисках знакомых слов, понятий и выражений… Пробежался и понял, что автор всего-навсего написал посредственный триллер, приправленный для успешной продажи модной сегодня темой об «эмо», ничего общего с имо-хардкором эта книга не имеет, автор просто где-то там что-то там услышал или прочитал в интернете. Его книга полна нелепых высказываний, касающихся истории и идеологии «имо», обидно то, что миллионы это читают и, не имея альтернативной более правдивой информации, думают об «имо» именно так, как написано в книге. На самом деле очень обидно. На обложке сзади символика «первого альтернативного». Сразу видно: книга – коммерческий проект, целью которого является не только заработать деньги, но и ещё больше популяризовать образ имо-кида как тусовщика и потребителя. Собственно, больше всего денег в России от популяризации «имо» и получили основатели «первого альтернативного канала» и люди, крутящиеся вокруг него. Но само понятие «альтернатива» здесь является изначально лживым, так как никакой альтернативы и нет. Всё, что нам пытаются выдать за альтернативу – это тот же поп-продукт, только в другой, более модной упаковке. Продюсер «оригами» и продюсер «димы билана» срубают столько же бабла на своих подопечных, только выступают их исполнители на разных площадках. И это уже не вопрос трушности: андеграунд или коммерция – это вопрос этики. Можно ли зарабатывать на собственной музыке и считаться искренним?
Поп-индустрия основана на культе «звёзд», поэтому любой коммерческий канал (включая «А1»), любой сайт – все будут вещать об исключительности, величии и непомерной крутости групп, которые эти средства массовой информации поддерживают. Исполнитель всегда должен быть выше своих фанатов, в противном случае эти фанаты не будут покупать футболки, плакаты, значки и прочую атрибутику с его лицом. Тогда можно ли говорить о подобном «имо» как о «имо»? Ведь ещё особенность панк/хардкора (в том числе и имо) – это стирание грани между исполнителем и зрителем. Вот что говорят, например, о разнице между концертами мейнстрим-групп и DIY-групп участники московской имо-группы Optimus Prime, отвечая в интервью московскому же фэнзину Имхопанг: «…И вообще, это отлично, когда нет барьера между тем, кто на сцене и кто в зале, зачастую сцены вообще нет и это отлично, когда чувствуешь, что каждый, кто пришёл на концерт-друг – friends not fans!» и «… На концертах модных «эмо» полно неадекватной и пьяной молодежи, больше половины из которых девочки-мальчики, которые приходят запалить в какую одежду кто одет, чем послушать, о чём поют, хотя там и песни то ни о чём… (…) Да, был кутеж, но было и впечатление, что мы пришли на выпускной бал, ну т.е. подобные концерты это не панк-рок ни черта. Публика приходит как в ночной клуб потусить, ну то есть разницы между походом на дискач и на “эмо”-концерт, нет. Что, в общем-то печально…». Я уже писал выше о том, что в панк/хардкор среде в идеале каждый занимается каким-то полезным делом, и сильной разницы в том, играет человек в группе или гоняет махаться с фашистами, нет. А поп-индустрия напротив пропагандирует пассивность, она превращает людей в слушателей и зрителей, как бы внушает им, что музыка это что-то там, это далеко, это то, что с тобой случайно происходит, то в чём ты не можешь участвовать…
Так выиграло ли «имо», когда стало настолько доступным? Нет!! Став популярным, когда им стали управлять медиа-гиганты, имо потеряло свою сущность, своё содержание. Случилось самое страшное: имо-хардкор украли у нас и теперь пытаются продать его назад, но уже в более красивой упаковке…
Выбор на самом деле за тобой: оставаться пассивным потребителем, спускать деньги на модную одежду, нелепую атрибутику и бездушную музыку или стать активным(-ой) участником(-цей) панк/хардкор сцены, тратить все силы на её развитие, доказывая тем самым истинную любовь (true love) к хардкору вообще и имо в частности, вернуть в конце концом эту культуру себе назад…