Riot Grrrls
Заимствуя дух трэша у Guerrilla Girls (В Нью-Йорке, Группа Guerrilla Girls заставляет всех в художнической среде заговорить о феминизме. Этот загадочный коллектив графиков организует дикие хэппенинги, надев маски горилл. Постепенно их изначальные требования - борьба против расовой и сексуальной дискриминации в мире искусства - расширяются с течением лет. Право на аборт, борьба против изнасилования, помощь бездомным, мобилизация против войны в Персидском заливе-вот их цели в проводимых ими акциях) движение Riot Grrrls появляется в Олимпии, штат Вашингтон, и разражается кличем к объединению: "Revolution style girl now!" Выступающие под знаком гранжа и сексуально провоцирующего имиджа своих женских идолов - Кортни Лав, L7, Babe in Toy's Land - Riot хотят поколебать авторитет самцов, оккупировавших рок-сцену. Они организуют концерты против абортов и публикуют риотцины (riotzines), феминистские комиксы с красноречивыми названиями (типа "Сатана носит лифчик"), яркими картинками и подрывными сценариями.
"Punk rock без парней"
Удалось ли движению Riot Grrrl изменить отношение общества к феминизму и феминисткам, или оно сгорело в пламени собственной неистовости?
"Revolution Girl Style Now!" -объединяющий клич Riot Grrrlz, андеграундного феминистского движения, которое будоражило в свое время сознание молодых женщин во всем мире, вызывая при этом немало ухмылок. Эти гёрррлы - громкие, наглые, обожают конфронтации, и вообще они вспыльчивые и злые. Это не тихий бунт: женщины собираются вместе ради взаимной помощи и поддержки, они натягивают свои веганские мартенсы и топчут ими сексистские стереотипы, которые предписывают им быть тихими, мягкими, тихими, сладкими, белыми и пушистыми, а главное, тихими, - короче, они называют это girl power.
Все началось в 1991 году в Олимпии, которая всегда считалась подходящим местом для радикальных панк-рок инициатив, штат Вашингтон, когда несколько молодых женщин (все они играли в grrrl-бандах BIKINI KILL и BRATMOBILE) решили собраться вместе, чтобы поддерживать друг друга, а также говорить о своих главных интересах: феминизме, панк-роке и роли и месте девушек в жизни сцены. Участницы первых сейшенов развешивали листовки, чтобы привлечь новых девушек со схожими взглядами, - с каждым разом стало собираться все больше интересующихся и просто зевак. Девушки выяснили, что их объединяли и другие вещи: многие из них были вегетарианками и выступали против наркотиков. Оказалось, что, помимо постоянной дискриминации и проявлении сексизма и гомофобии, существование которых ощущали на себе все девушки, некоторые из них пережили опыт сексуального насилия. На одной из встреч были сделаны записи, которые затем в отредактированном виде послужили материалом для первого самопального фэнзина - движение Riot Grrrl родилось.
В Вашингтоне был организован еще один бастион зарождающегося движения, девушки все лето разъезжали по стране, были в Канаде и Англии, - вскоре сотни, тысячи молодых женщин (среди них были как тинэйджеры, так и те, кому за 20) стали считать себя Riot Grrrlz. Фэнзин Riot Grrl, печатные издания и дистро записей женских команд быстро распространялись за пределами штата Вашингтон.
Музыка всегда была вещью, объединяющей это движение. Представьте себе на сцене толпу девушек с порубленными волосами в платьях из подручных средств, клетчатых пледов, например, на ногах - мартенсы; они называют себя Riot Grrrlz и от всего сердца поют о чувствах и проблемах настоящих девчонок под забористый панк или хардкор. Для многих Riot Grrrlz участие в группе было одним из способов дать волю своему возмущению. На протяжении стольких лет в бандах играло очень мало девушек (несмотря на то, что женщины играли активную роль на панк-сцене со времен её основания, так, в Лос-Анджелесе около 1977 года участие в банде женщины-басистки зачастую рассматривалось как необходимое условие - равенство полов было провозглашено панк-движением как ещё один вызов рок-н-ролльным стереотипам), а из них только незначительная часть агрессивно высказывалась по поводу того, каково это - быть женщиной в современном обществе, поэтому инициатива Riot Grrrlz была подхвачена многими женщинами, которые начали собираться вместе, чтобы делать именно ту музыку, которую они хотят, а не безоговорочно принимать правила мужской игры.
Еще одним неотъемлемым компонентом движения были сотни фэнзинов (например, Wiglet, Quit Whining, Fantastic Fanzine Girl Germs) это журналистский эквивалент Riot Grrrl рока. Каждый зин отражает интересы и личности тех девчонок, которые его делают, поэтому каждое издание оригинально. Зины публикуют письма о наболевшем от особо буйных гёрррл, поэзию, эссе, информацию о женских движениях прошлого и современности, рекомендации по проблемам женского здоровья, статистические данные и обзоры женских зинов и музыкальной сцены.
Скандальную славу движению принес тот факт, что движение объявило войну индустрии красоты. Девушки бросили вызов концепции, согласно которой женщины должны делать все возможное, чтобы выглядеть настолько привлекательными, насколько это возможно. И не стоит думать, что они отрицают стандарты женской красоты только из-за того, что сами ею не могут похвастаться. Несмотря на то, что многие гёрррлы действительно обладают привлекательной внешностью, когда им говорят об этом, они не воспринимают лестные слова как комплимент. "Значит, я хорошенькая!? Ха, да это ***ня! На самом деле я просто шикарная!"
Настоящие Riot Grrrls не бреют ноги и и чего-там-ещё, напрочь забыли о том, как можно к использовать косметику традиционным образом, и нарочно неряшливо обскубают друг другу волосы. Про бюстгальтеры даже и не заикайтесь. Если увидите, как по улице идетi юная девушка в ажурных чулках и армейских шортах, платье на бретельках и бойцовых ботинках или в мини-юбке, одетой на длинную комбинацию, то знайте: и до вашего города докатилась слава о Riot Grrrlz. Так, девушки отказываясь подчиняться диктату моды, создали свой собственный имидж (который, после того как кое-что было подкорректировано или вынесено на первый план, а акценты смещены успешно использовался и продавался СМИ под ярлыком альтернативности и cool'ности: можно вспомнить комикс и отстойнейший фильм TANK GIRL, или деятельность вечной вдовы, а также ну просто замечательной певицы и актрисы Кортни Лав).
В начале девяностых движение получило значительное распространение. Книжки из серии Angry Women и такие, известные фэнзины, как Bitch, Bust и Girl Frenzy подлили масла в огонь растущего движения, являясь жизнеспособности. Обзоры в таких газетах, как N.Y. Times, USA Today и Newsweek, растущая популярность имиджа riot grrrl среди подростков и музыкальные журналы обратил внимание массовой публики на этих леди, их группы и внешний вид. Несмотря на то, что он; столкнулись с обычными для любой другой развивающейся сцены проблемами конформизма, "текучести кадров", неглубокого подхода и заморочками со вхождением в более мощный поток панк-рок и хардкор движения, факт остаются фактом: то женское окружение, которой они создавали пещь неповторимая и феноменальная.
Теоретически, Riot Grrrls создавали женскую утопию. Но на практике все оказалось немного иначе, так как произошел раскол движения на чрезвычайно воинственную и менее агрессивно настроенную части, которые стали противостоять друг другу. Одной из главных причин этого раскола стала позиция девочки против мальчиков. В то время как никто не будет спорить, что Riot Grrrls были правы, разоблачая и подрывая женоненавистничество, как бы оно не проявлялось в обществе, можно ли оправдать их однозначное осуждение Y хромосомы как корня всех зол женщинами-членами движения, категорически настроенными против мужчин? Конечно, не все Riot Grrrls считали мужиков козлами, в некоторых riot-grrrl бандах играют мужчины, а соотношение мужской и женской публики на шоу довольно сбалансировано, к тому же большинство девушек все же близко общаются с парнями. Ещё одна закономерность, которую можно проследить на развитии этого движения и его постепенном выходе из андеграунда в массы - это стремление массовой культуры, за которой стоят ворочающие огромными финансами корпорации и акулы шоу-бизнеса, вобрать в себя (а значит переварить и продать потребителю то, что получится на выходе) все наиболее значимые явления радикального художественного творчества и молодежной контркультуры. Так было с хиппи и раста, панками, металлистами, индустриальной и технокультурой, гомосексуалистами, радикальными экологами и антиглобалистами. Кто следующий?
Тем не менее, возвращаясь к теме статьи, хотелось бы отметить, что, когда женщины берут контроль над сценой в свои руки и заявляют о своем активном участии - это всегда позитивно, но многое из того, что делали или провозглашали Riot Grrrls, может быть рассмотрено как обратная дискриминация. И всё-таки нельзя отрицать тот факт, что Riot Grrrls изначально стали на тяжелый путь: одновременно озлобленные на некоторых людей, мужчин, собственно, они поддерживали важность для полноценных человеческих отношений таких качеств, как теплота и гуманность.
Feminism and Riot Grrrl
Riot Grrrl выглядели как воплощение первой волны феминизма.Riot Grrrl слова песен часто посвящали острым проблемам таким как изнасилование,неравенства в семей,сексуальность и женские полномочия.Итогом вышло The Guardian 15 апреля 1995г,в дополнение:
Когда Riot Grrrl-движение появилось в Америке в 1991,его целью было коррекция равновесия силы посредством подпольных панковских лозунгов(текст вроде :"изнасилуй" и "*гав*",писали чёрным маркером на открытых животах и голых руках),зинов,митингов и женских демонстраций.
Riot Grrrl bands
Группы Bikini Kill и Bratmobile первые зачинщики Riot Grrrl.Объединяясь под лозунгом "revolution girl style now",они и другие банды такие как Heavens to Betsy, Sleater-Kinney, Cheesecake, Excuse 17, Huggy Bear, Team Dresch, Tattle Tale и др. поддерживали Riot Grrrl-движение
RIOT GRRRL IS... Манифест движения
[материал из анархической газеты ВОЛЯ, №19 с половиной, 8 марта 2004 г.]
RIOT GRRRL IS...
Бунтующие Девочччки это... Манифест движения
"Riot Grrrl" ("Бунтующие Девочччки") возникли в США в начале 90-х из субкультуры панка и альтернативного рока. Это была свободная женская сеть общения, не выходившая за пределы фанзинов и музыкальных шоу. Это были женщины, которые, говоря словами одного из зинов "устали быть выписанными - из истории, "со сцены", из наших собственных тел".
Ниже приводится текст Манифеста "Riot Grrrl".
Этот манифест демонстрирует важную для субкультур черту: использование культуры для создания некой общей идентичности, обычно противопоставляющей себя тем идентичностям, которые предлагает внешний мир. Создание этой новой идентичности, общности идей считается политическим актом, проявлением "силы революционной души, которая может изменить мир к лучшему и сделает это". Это строки из заключительной части манифеста.
Однако, самоидентифицируясь в противостоянии миру, "Riot Grrrl", как и все субкультуры, сталкивается с опасностью превратиться в некое гетто, которое больше озабочено защитой себя и поддержанием внутренней чистоты и безупречного следования принципам своей субкультуры, чем экспансией, вовлечением, изменением внешнего мира.
В своём интервью зину "Punk Planet", Кэтлин Ханна (Kathleen Hanna), лидер команды "Bikini Kill" и основательница "Riot Grrrl", поднимает этот вопрос, обращаясь к противоречивости ситуации, когда создавая новое сообщество, продолжаешь жить в старом мире.
МАНИФЕСТ
ПОТОМУ ЧТО мы, девушки, жаждем музыки, книг и зинов, которые бы обращались к НАМ, так чтобы МЫ чувствовали себя вовлечёнными и могли бы воспринимать всё, как нам будет угодно.
ПОТОМУ ЧТО мы хотим, чтобы девушкам было легче видеть и слышать работу друг друга для того, чтобы делиться стратегиями, критиковать друга друга или аплодировать.
ПОТОМУ ЧТО мы должны взять в свои руки средства производства, чтобы производить новые значения, свои собственные.
ПОТОМУ ЧТО необходимо рассматривать нашу работу как имеющую тесную связь с нашими подругами, политикой, с нашей реальной жизнью - если мы хотим понять, как мы влияем, отражаем сохраняем или РАЗРУШАЕМ статус кво.
ПОТОМУ ЧТО мы считаем, что фантазии по поводу Немедленного Вооруженного Восстания Мачо - непрактичная ложь, заставляющая нас просто мечтать вместо того, чтобы самим воплощать свои мечты, И ТАКИМ ОБРАЗОМ искать способы созидания революции в наших собственных жизнях каждый день, что можно делать, воплощая и создавая альтернативы абсурдному христианскому капиталистическому образу жизни и действий.
ПОТОМУ ЧТО мы хотим внушать надежду и нуждаемся в том, чтобы нас ободряли, перед лицом всей нашей нестабильности, нашего образа жизни типа пиво-жрачка-мальчики- рок, который говорит нам, что мы не можем играть на своих инструментах, перед лицом Мужчины, который говорит, что наши группы и зины - самое "отвратное" из того, что он видел, и заявляет, что единственная причина нашего существования - получать прибыль от разрекламированного и ставшего модным девчачьего журнала.
ПОТОМУ ЧТО мы не хотим подгонять себя под чьи-либо стандарты (Парней), и разделять их мнения о том, что такое "хороший" или "плохой" панк-рок или "хороший" текст И ТАКИМ ОБРАЗОМ, нам необходимы форумы, где мы можем воссоздать, разрушить или определить свои взгляды.
ПОТОМУ ЧТО мы не хотим колебаться и впадать в нерешительность от того, что кто-то считает нас реакционными "перевёрнутыми сексистами", а не настоящими крестоносцами панк-рока, которыми, МЫ ЗНАЕМ, мы и являемся на самом деле.
ПОТОМУ ЧТО мы знаем, что жизнь - это намного больше, чем физическое выживание и для нас очевидно, что идея панк-рока "делать можно все" является основной для грядущей рок-революции злых девочччек, которая добьётся спасения духовной и культурной жизни девушек и женщин повсюду, в соответствии с их, а не нашими способами выражения и условиями.
ПОТОМУ ЧТО мы заинтересованы в создании неиерархических способов существования И в том, чтобы создавать музыку, заводить друзей и организовывать сцены, основанные на общении и понимании вместо конкуренции и разделения на хороший/плохой.
ПОТОМУ ЧТО делая/читая/смотря/слыша классные вещи, которые обосновывают нашу позицию или бросают ей вызов, мы помогаем себе обрести силу и чувство общности, которое нам необходимо, чтобы понять, как такие абсурдные вещи как расизм, дискриминация инвалидов, эйджизм, спишисизм, классовое деление, навязывание худобы, сексизм, антисемитизм и гетеросексизм появляются в наших жизнях.
ПОТОМУ ЧТО забота и поддержка женской сцены и девчонок-художников любого рода - составляющая этого процесса.
ПОТОМУ ЧТО мы ненавидим капитализм во всех его формах и считаем своей основной целью распространять информацию, обмениваться ею и оставаться живыми, вместо того, чтоб заколачивать деньги или "быть клёвыми" в соответствии с общепринятыми стандартами.
ПОТОМУ ЧТО нас выводит из себя, что общество говорит нам Девушка = Тупая, Девушка = Плохая, Девушка = Слабая.
ПОТОМУ ЧТО мы не хотим, чтобы наш реальный и справедливый гнев рассеялся бы/или обернулся против нас самих благодаря "освоеноию" сексизма и применению его внутри девчачьего сообщества, что мы можем наблюдать в таких явлениях, как ревность в отношениях между девушкой и девушкой и в нескольких типах саморазрушительного поведения девчонок.
ПОТОМУ ЧТО поведение, обречённое на провал (например, трахать мальчиков без презерватива, злоупотреблять выпивкой, не доверять настоящим подругам, недооценивать себя и других девушек и т. д.) не было бы столь естественным и само собой разумеющимся, живи мы в сообществе, где бы мы чувствовали себя любимыми, востребованными и ценными.
ПОТОМУ ЧТО я верю всем моим сердцем-умом-и-телом, что девушки составляют основу революционной души и силы, которая может изменить мир к лучшему и сделает это.
["Бунтующие Девочччки - это..." ("Riot Grrrl Is..."), Riot Crrrl #6V2, декабрь 1991, Arlington VA.]