Краткое содержание: 

Мугэн - мечник с повадками брейкдансера, вспыльчивый, грубый и вечно голодный мужлан. Дзин - благородный, хорошо воспитанный ронин, чье прошлое скрывает мрачную тайну. Нет в мире двух других самураев, настолько непохожих друг на друга - а судьба не только сводит их в поединке, но и заставляет присоединиться к Фуу, целеустремленной юной особе, озабоченной поисками таинственного самурая, пахнущего подсолнухами. Это история о любви, дружбе и мужестве... или нет?!

26 эпизодов

Рецензия
Сначала кратко – потрясающая авторская работа одного из лучших анимэ-режиссеров Японии – Ватанабе Синьитиро (транскрипция не по Поливанову, авторская, и прошу меня в этом не обвинять). Предыдущая его выдающаяся работа - «Ковбой Бибоп» (сериал и полнометражный мультфильм) была не менее своеобразной и музыкальной. «Ковбой Бибоп» был сделан в стиле блюз. Потрясающая композиторская работа Йоко Канно и режиссура Ватанабе создавали в нем несравнимую атмосферу. Жаль, что на сей раз они не сотрудничали при работе над «Самураем Чамплу», но на то он и Ватанабе, что музыкальность сериала от этого отнюдь не пострадала. Это одна из основных особенностей работ Ватанабе вообще – музыкальность. Он заранее выбирает музыкальный стиль или направление, в котором хочет построить все произведение. И видеоряд его работ всегда органичен с этим стилем. Причем не только видеоряд, но и особенности построения сюжета и репризы, и шутки, и постановка сцен, и даже внешность персонажей. Он создает стильные анимэ. И это ему прекрасно удается. Ватанабе вообще – очень нетипичный для японской анимации режиссер, потому что он работает в западном стиле. Если обычный порядок создания анимэ-сериалов выглядит как манга-сценарий-сериал, то Ватанабе не ориентируется на мангу, как на исторчник, он сам пишет («Ковбой Бибоп») или подбирает(«Самурай чамплу», автор– Обара Синдзи) сценарий, исходя именно из стилистики задуманного, как мне кажется. И сам затем снимает фильм, подбирая команду для его создания тоже лично. Поэтому его вещи отличаются потрясающей целостностью. И по ним уже после выхода сериала или фильма создается манга. В этом он схож с Миядзаки и Хидэки Ано. Они похожи чем-то на отщепенцев от анимэ, но элитарных, своеобразныхотщепенцев. В условиях поголовной коммерциализации анимэ-индустрии эти трое (есть и еще несколько имен) создают коммерчески успешное авторское кино, не размениваясь на пресловутый кавай-фансервис. И пусть они порою однобоки, но глубоки и интересны. Но вернемся к нашим баранам (читать - самураям)

Если говорить глобально, то Ватанабе предпочитает жанр фильма-путешествия. Когда некая группа персонажей передвигается по некоему миру в поисках чего-то. И в каждой серии мы видим отдельный законченный эпизод из их жизни. По этой логической схеме построен и «Ковбой Бибоп» и «Самурай Чамлу». Но так или иначе вся суть сводится к тому, что герои, преследуя некую буквально-эфемерную цель находят в результате прежде всего себя. То есть персонажи Ватанабе – это люди, так или иначе себя потерявшие. Люди без смысла жизни. И зачастую потому – без царя в голове. И если Муген очевидно таков по своей природе, и кажется, что он всегда таким был (что не так), то Дзин на первый взгляд кажется разумным, уравновешенным, логичным парнем с явным превалированием ума над эмоциями. Но это на самом деле тоже не так. Дзин – адепт стиля владения меча под названием Мудзушин, что можно перевести примерно как «Инстинктивный меч», или уж совсем по-русски - «меч без царя в голове», этот намек с самого начала ведет к тому, что в последствии говорит в конце истории сам Дзин: «Моя сила всегда была только моей. У нее не было опоры.». Дзин, потеряв все, инстинктивно ищет именно эту опору. И находит ее совершенно случайно. Для обоих ронинов Фуу становится неким общим вектором, задающим направление. Они хотели убить друг друга, Дзин и Муген, потому что таков их образ жизни и ценности, точнее отсутствие ценностей, потому что обоим нечего терять, и они сильны. Сила – все что у них было. Но теперь появилась Фуу. Непосредственная, пожалуй, даже недалекая, простушка, наивная, но она, как ни странно – с царем в голове. Да. Потому что она ценит то , что двое других не видят (не видели) – людей. Вот так и начинают они путь в поисках «Самурая, пахнущего подсолнухами». Чего только не будет на этом пути. Любовь, смерть, печаль, мошенничество, радость открытий, горящие поля конопли, живые мертвецы, сёгунат, убийцы и герои, фальшивые и настоящие... Да всего не перечислишь – что даст простой пересказ в данном случае? Как можно описать клипоподобность битв под брейк–данс или печальную безысходность обреченной любви, или подлую красоту замаскировавшейся под друга смерти, отвагу обреченного или обреченность мстящего смельчака? Изобразительно эти картины впечатляют детальной, любовно–красочной мягкостью пейзажей и четкостью и контрастностью лиц и движений персонажей. Странное ощущение контраста от увиденного усиливается ироничными пародиями на историю и лиц, ее сотворивших, издевками над знаменитостями и фарсовым представлением самих событий. Комментатор, периодически с философской серьезностью повествующий о стилях, эпохах и событиях за кадром, на самом деле усиливает ощущение нереальности и гипертрофированности всего происходящего. Все это можно почерпнуть уже из аннотации самих авторов, звучащей в начале первой серии, которую можно примерно перевести как «Сие произведение суть выдумка, а не исторический документ. Так было задумано. Так что заткнитесь и смотрите!». Но, как известно, в каждой сказке есть доля правды...

И правда эта в «Самурае...» лежит под поверхностью фарса, там, где и в жизни, в душах людей, в их восприятии мира, в их целях и словах. Собственно, возможно все здесь не настолько глубоко, но подтекст есть, и серьезность его выплывает в последних сериях. Подобно «Тригану», «Чамплу» плавно переходит от зрелища к повести. От клипа к экранизации. Экранизации некоего замысла, отлично поставленной, стильной, разнообразной, глубокой, романтичной, печальной, законченной. Меняется даже музыка. Хип-хоп, брэйк, ритм-энд-бит разбавляются постепенно чем-то печально–романтичным, выходит на сцену японский фольклор. Музыка подается нам, словно роскошный обед из десятка блюд, начиная от основного блюда к десерту, от канвы, ритмичной и зрелищной, до тонкого послевкусия терпкой печали, и свежести обновления, завершающего всю глубину гаммы. От западной кухни до восточной, через множество странных сочетаний и смесей. И пусть все и завершается, но это не конец, а начало. Смерть и печаль остаются позади во времени, и навсегда - в душе, а друзья, хоть и уходят, но продолжают разделять твои тяготы, потому что разделившие друг с другом все до конца однажды, уже не могут расстаться навсегда. Каждый находит что-то и все находят друг друга, все просто.

«Самурай Чамплу» торжественно провалился в прокате Японии. Это логично. Здесь правят на экране другие ценности. Это изначально «западный» фильм, слишком многообразный и неповторимо–оригинальный для этого рынка, где любят простоту и непосредственность. Но ради такого анимэ и стоит смотреть остальные проштампованные 80% продукции. Иначе как отделить зерна от плевел? Это нормально. Есть Авторы, а есть ремесленники. Пока в японской анимации хватает Авторов, и это особо ценно на фоне того-же Голливуда. Есть, конечно, и отечественное и западное авторское кино. Но оно обособлено и изолировано от жизни порой, ангажировано и сверхаутентично. Есть просто смеси, есть экзотические блюда, есть королевские десерты, а душе хочется хорошего салата, гармоничного и простого, как «Самурай Чамплу».

Отредактировано Kimitsu (04-02-2008 04:04:45)